Эта статья является продолжением серии публикаций о могуществе Бога и свободе выбора человека. Первая статья этой серии - Воля Бога и свобода выбора человека, вторая – Душа не совершает действий, и теперь мы продолжаем разбирать цитаты из священных писаний вайшнавизма, в частности – из Шримад Бгагаватам.
«Не существует иной причины, кроме Него» (ШБ 1.1.1) – это первый стих первой песни Шримад Бгагаватам. И в первом же стихе прямо говорится, что есть только Одна Причина, все остальные причины являются лишь видимостью, так как их причинность является всего лишь следствием Первопричины. Это можно понять на примере механических часов, состоящих из множества взаимосвязанных и взаимозависимых деталей. Благодаря пружине первая шестеренка своим вращением приводит в действие вторую, вторая – третью, третья – четвертую и т.д. Вторая шестеренка считает себя причиной вращения третьей, но сама вращается только из-за того, что ее вынуждает к этому первая. Первая считает себя причиной вращения второй, но сама крутится только из-за того, что ее вынуждает к этому пружина. Если идти дальше, то пружина тоже не является первопричиной работы всех механизмов часов, потому что эту пружину завел Человек. Поэтому есть настоящая причина, изначальная, Верховный Господь, и есть бесконечное количество видимых причин – живых существ, явлений и объектов, которые на самом деле не являются автономными или независимыми причинами, а лишь находятся в неразрывной цепи причинно-следственных связей, побуждаемые и потому побуждающие. Это своего рода цепная реакция, которая берет свое начало в Первоисточнике, которым является сам Бог – первопричина всего.
Возвращаясь к теме свободы выбора, и помня пример с часами, есть смысл задуматься: а действительно ли мой выбор настолько свободен, каким кажется? Ведь мы не видим все предыдущие причины, и не воспринимаем множество факторов в настоящем, побуждающих нас совершать тот или иной выбор. Да и не можем их видеть, о чем говорится в следующих стихах:
«Дорогой Господь, никто не может непосредственно убедиться в том, что Ты обладаешь абсолютной властью» (ШБ 4.24.65). Это говорит о том, что, как бы мы не исследовали этот вопрос, полностью удостовериться во Всемогуществе Бога невозможно. И на то воля Верховного Господа. У человека есть чувство свободы выбора, но священные писания многократно говорят о том, что это чувство ложно, о чем мы читали цитаты в прошлых статьях, читаем в этой и будем читать в следующих. В этом стихе тоже предельно ясно говорится, что Верховный Господь обладает абсолютной властью. Абсолютная власть и первопричина всего сущего – это синонимы.
«Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде» (ШБ 1.1.1). Итак, даже великие мудрецы и полубоги не могут осознать абсолютную власть Бога. Что уж говорить об обычном человеке. Благодаря своей абсолютной власти, Верховный Господь создает всё, включая ложное чувство свободы выбора, автономной причинности и другие иллюзии. Подробно об иллюзиях жизни я уже писал ранее, не буду здесь повторяться, читайте статью Иллюзии Жизни на сайте самопознания. Поэтому не удивительно, что человек находится в иллюзиях, ибо даже полубоги и великие мудрецы подвержены им. Изучение священных писаний позволяет узнать об этих иллюзиях и частично устранить их влияние.
«Джива, индивидуальное живое существо, оказывается в плену материальной энергии по высшей воле Верховной Личности Бога» (Ш.Б. 4.23.18 комм.). И это разрушает общепринятую концепцию, что душа попала в материальный мир по своей воле. Откуда может взяться своя воля (независимая, автономная), если есть абсолютная Первопричина, которой подчинено абсолютно все? Ниоткуда. Разве что из воображения. Но люди, введенные в заблуждение (на что есть воля Всевышнего), будут отстаивать свою иллюзорную свободу выбора, автономную причинность и множество других приятных ложному эго иллюзий.
«Как только у живого существа возникает желание удовлетворять собственные чувства, оно оказывается во власти материальной энергии и помимо воли попадает в круговорот рождений и смертей, переселяясь из одной формы жизни в другую» (ШБ 4.29.4 комм.) В цитате выше было ясно сказано, что душа попадает в материю не по своей воле, а здесь объясняется каким именно образом это происходит: у нее возникает желание удовлетворять собственные чувства (вместо того чтобы служить Богу). Очевидно, что, если Первопричиной всего является Верховный Господь, то душа не является первопричиной возникновения у нее тех или иных мыслей или желаний. Поэтому и желание наслаждаться отдельно от Бога не является автономно сгенерированным душой. Также здесь яснее некуда говорится, что душа «помимо воли попадает в круговорот рождений и смертей». Поэтому, если у нас и есть какая-то воля, это не обязательно означает, что она неизменно играет решающую роль.
«Все, даже самые на первый взгляд противоречивые, действия совершаются в соответствии с определенным планом. И тот, кто обладает достаточным духовным опытом и получил милость Господа, может понять, что все происходит по воле Верховной Личности Бога» (Ш.Б. 4.17.32 комм.). Предельно ясно сказано (как и в цитатах из предыдущих статей), что есть некий план, и что все действия (все!) совершаются в соответствии с этим божественным планом. И здесь еще раз подчеркивается, что «всё происходит по воле Верховной Личности Бога». Если бы из этого правила были исключения, они были бы указаны в священных писаниях. Но говорится недвусмысленно – всё, и это значит всё. Здесь не может быть иных толкований.
«Живое существо, направляемое Параматмой (Сверхдушой, находящейся в сердце), неустанно трудится и находится в полной власти законов природы. Но, несмотря на это, оно думает, что не зависит ни от Бога, ни от незыблемых законов материальной природы» (ШБ 4.25.10 комм.) Итак, читаем суть цитаты: живое существо находится в полной власти, но думает, что независимо. И это называется иллюзией. Подобно тому, как в механических часах нет независимо (автономно, необусловленно) работающих частей, так и в этом мире нет ничего автономного и независимого, все взаимосвязано, взаимозависимо и имеет только одну первопричину – Верховного Господа. Поэтому человек, который говорит, что он независим и может свободно выбирать что угодно, подобен ребенку, который, закрыв глаза, думает, что его никто не видит – потому что он сам никого не видит. Человек не видит, что все его мысли, желания, действия и результаты этих действий подчинены Верховному Господу, и на это тоже воля Бога, о чем мы уже читали и еще не раз прочитаем в цитатах в следующих публикациях этой серии на сайте эзотерики.
Подводя итог. Господь является первопричиной, то есть, изначальной причиной абсолютно всего. Нет второй первопричины, изначальная причина только одна. Поэтому, так называемый «свободный выбор человека» полностью подчинен Верховному Господу, хотя человек этого, как правило, не осознаёт.
Обсудить цитаты можно на форуме по ссылке ниже. Приветствуются также цитаты из любых других священных писаний и конструктивный диалог по этой теме.
Копируя и распространяя авторские статьи сайта Эзотерика, указывайте ссылку на главную страницу https://esoteric-land.ucoz.ru/ или на страницу-источник.