Воля Бога и свобода выбора человека: всё ли подвластно Верховному Господу?
Здесь собраны цитаты из священных писаний о свободе воли человека и о высшей воле Бога.
Статья не для широкого круга читателей, так как многим будет трудно принять то, что написано в приведенных цитатах. Если вы твердо верите в свою независимость и свободу выбора, и ваша жизнь строится на фундаменте такой веры, будьте осторожны, потому что этот фундамент к концу чтения, скорее всего, будет полностью разрушен. Если вас это не сильно пугает, читайте далее, так как изучение священных текстов полезно для духовного роста, хотя и бьет по ложному эго порой очень сильно. Так или иначе, когда-то нужно будет прояснять вопрос свободы воли или независимости в выборе. Так почему бы не сделать этого сейчас, раз уж выпала такая возможность?
Предыстория и пояснения к цитатам
Занимаясь различными практиками, медитациями и самоисследованием, я пришел к выводу, что свобода выбора человека – это иллюзия, и этой теме посвящалась статья «Есть ли свобода выбора», которая была опубликована в 2009 году на сайте «Самопознание – путь к просветлению». Тогда это было лишь моим ви́дением, не подкрепленным ничем, кроме собственного опыта, и только спустя несколько лет я встретил свидетельства священных писаний в пользу иллюзорности независимой воли человека. Это была книга «Бхагавад-гита как она есть», которую перевел и прокомментировал А.Ч. Бхактиведанта Свами (он же Шрила Прабхупада), великий святой и проповедник, создавший «Международное общество сознания Кришны» (МОСК или ИСККОН) и открывший более ста храмов по всему миру. Хотя иногда он и говорил в комментариях, что у живого существа есть крохотная (там встречаются также синонимы – небольшая, ничтожная, незначительная) независимость, большинство цитат Бхагавад-гиты (именно стихов книги, шастр, а не комментариев к ним) указывают как раз на отсутствие у человека свободы выбора. Книгу я прочитал полностью, так как описание природы души и мироустройства, предложенное в книге, совпадало с результатами моих исследований и значительно превосходило их. Все это было весьма интересно, поэтому после Бхагавад-гиты я взялся за следующее священное писание вайшнавов - многотомник «Шримад Бхагаватам» - и на момент написания данной статьи прочитал бо́льшую его часть. Также прочитал еще несколько книг, откуда тоже буду приводить цитаты.
Скажу в двух словах, что суть всех вайшнавских писаний в том, что есть Верховный Господь, у которого огромное количество имен, форм, деяний, игр и т.д, а имя «Кришна» считается самым сокровенным, поэтому не так сильно распространено, как, например, Вишну и другие Его имена. И есть души, дживы, маленькие неотъемлемые частички Бога, которые, пожелав наслаждаться отдельно от Бога, попали в материальный мир, который является временным творением, полным страданий, в отличие от духовного мира, где царит вечность, знание и всевозрастающее блаженство. Веды являются инструкцией, как выбраться из этого мира постепенно, а вайшнавизм – инструкцией, как вернуться к Богу за одну жизнь, то есть, в десятки или сотни раз быстрее. Есть философия и практика, много интересного и непривычного для среднестатистического западного человека. Подробнее можно почитать например в википедии или на вайшнавских сайтах. Вся эта статья будет опираться на вайшнавизм в том виде, как он пришел к нам в русском переводе через русских последователей движения Сознания Кришны. То есть, мы сделаем допущение, что эти писания верны, и попытаемся в них разобраться, на них же и опираясь.
Вышло так, что во всей прочитанной мной вайшнавской литературе большинство шастр (т.е. стихов, текстов) и косвенно и довольно прямо указывают на то, что человек не имеет вообще никакой независимости или свободного выбора. И лишь иногда в комментариях Прабхупады звучит утверждение, что небольшая независимость у живого существа таки есть, что часто повторяют современные проповедники из движения Харе Кришна. Остается непонятным, из каких писаний изначально эта информация (я пытался у них узнать, но, увы, безрезультатно), и быть может читатели, больше меня сведущие в данной сфере, смогут предоставить соответствующие шастры для прояснения ситуации. Конечно, я слышал разные версии, красиво и даже очень правдоподобно объясняющие якобы наличие свободы выбора у человека, но ссылку на священные писания так никто и не дал. А с моей точки зрения, если такое важное явление, как свобода воли человека, не описано в шастрах, то, быть может, оно является столь же иллюзорным, как и другие выдуманные человеком явления. Именно поэтому я насобирал цитат и решил их выложить в каком-то более-менее упорядоченном и понятном виде. Для более полного понимания читайте источники, не ограничивайтесь этой подборкой цитат.
К цитатам я пишу пояснения – это для тех, кто «не в теме» и потому могут не понимать значения тех или иных встречающихся терминов или даже обычных русских слов (что тоже, кстати, бывает). Также в пояснениях я выделяю те или иные слова шастр, чтобы больше акцентировать на них внимание.
Для удобства, цитаты выделены жирным шрифтом; мои же пояснения написаны обычным, и их не обязательно читать тем, кто «в теме» и не нуждается в чьих-то комментариях. Тем более что приведенные цитаты в большинстве своем настолько ясны, что вообще не нуждаются в пояснениях. Итак, приступим. Сразу выкладываю цитаты из Бхагавад-гиты, затем из Шримад Бхагаватам, а потом – из других священных писаний вайшнавизма. Всё это можно обсудить и дополнить на форуме по ссылке под статьей.
Цитаты из Бхагавад-гиты о свободе выбора человека и воле Бога
«Живое существо, не признающее высшей власти и считающее себя свободным, следует признать ненормальным. По крайней мере в обусловленном состоянии живое существо полностью находится под властью высших сил. Поэтому в «Бхагавад-гите» раскрывается понятие ишвары, верховного повелителя, и джив, подвластных живых существ». Это цитата из ведения к Бхагавад-гите, написанная Шрилой Прабхупадой. И в принципе, на этом можно было бы закончить обсуждение данной темы, потому что сказано яснее некуда и совсем не двусмысленно: «в обусловленном состоянии живое существо полностью находится под властью высших сил». Ключевое слово здесь – полностью, что означает: целиком; сполна; без остатка, всецело, на (все) сто процентов, до конца; совсем, тотально; во всей полноте, без исключения, напрочь, от начала до конца, в полной мере, абсолютно, в полном объеме. Также в этом тексте нужно обратить внимание на фразу «в обусловлено состоянии», что подразумевает существование души (живого существа) в этом материальном мире, в этом грубом и более тонких оболочках, которые делают дживу (душу) временно обусловленной. Это означает, что джива может также пребывать в необусловленном материей состоянии, то есть, находиться в духовном мире. И там, быть может, у нее и есть свобода выбора – оставаться необусловленной или уйти в материю. Так или иначе, сейчас мы здесь, и давайте пока будем изучать то, что ближе к нашему пониманию, а запредельные духовные сферы оставим на потом.
В Бхагавад-гите Кришна говорит Арджуне: «Каждый во всем следует моим путем» (БГ 4.11). Здесь три важных момента: каждый (что означает всех живых существ без исключения), во всем (от начала до конца, включая вообще любые действия, без исключения), моим путем (нет никаких «наших путей», есть только Его путь, данный каждому индивидуально). Как я вижу, этот стих тоже полностью проясняет ситуацию со свободой выбора человека и Волей Бога: делая выбор, человек не может выбрать какой-то независимый «свой путь», который не входил бы в планы Господа или, тем более, нарушал эти планы. Но продолжим.
В середине диалога с Арджуной Кришна вдруг заявляет: «Как Верховная Личность Бога, Я знаю все, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем» (БГ 7.26), и это очень интересный момент, обсуждаемый в эзотерических кругах. Прошлое ладно, настоящее тоже: Бог всемогущ и всеведущ, поэтому вполне допустимо, что он знает всё, что есть и было. Но как быть с тем, что Бог знает всё будущее, и при этом у человека вроде бы есть некоторая свобода, возможность выбирать? На духовном плане (или в духовном мире) нет нашего материального времени, разделенного на прошлое, настоящее и будущее, и поэтому для Бога всё материальное проявление как бы существует одновременно. Поэтому Бог знает и будущее тоже – так как оно уже есть. Тогда концепция человеческой свободы выбора выглядит не более убедительной, чем выдумка ребенка. Да, человек в своей жизни часто совершает выбор и чувствует себя действительно свободно выбирающим, и порой это очень яркое переживание. Но действительно ли он свободен в «своем» выборе, если будущее уже известно?
Кстати говоря, люди путают возможность выбора, процесс выбора и свободу выбора (независимость в выборе или свободу воли), а это три разные вещи. Это факт, что возможность выбора существует, как и процесс выбирания, но свободы в процессе выбора нет, потому что человек на 100% обусловлен, как явствует из дальнейших цитат.
«Все существа беспомощны перед материальной природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретенными под влиянием ее гун (энергий)» (БГ 3.5). Слово беспомощный означает: «Нуждающийся в помощи, неспособный сам делать что-нибудь; слабый, лишенный поддержки». Слово вынужденный означает: «Вызванный какими-н. обстоятельствами, совершаемый не по своей воле, по принуждению». Таким образом, даже если у человека есть такая вещь, как свободная воля, то, согласно этому стиху, эта воля ничего не решает, если она идет против материальной природы. В стихе предельно ясно сказано, что материальная природа сильнее живого существа. Слово гуна означает: «Одна из энергий материального мира. Есть Три гуны материальной природы – благость, страсть и невежество». Эти гуны влияют на живое существо, заставляя приобретать те или иные качества и обуславливаться ими. В этом у нас тоже нет никакой свободы.
«Все существа вынуждены действовать в соответствии с качествами, которыми их наделили три гуны» (БГ 3.33 комм). То же самое утверждение, но другими словами. Видимо, Прабхупада знал, что многие люди проигнорируют первую фразу и будут продолжать мнить себя независимыми, потому повторил этот важный момент в комментарии к 33-му стиху.
Чтобы еще больше прояснить эту тему, Прабхупада говорит в комментарии к 36 стиху: «Попав под власть материальной энергии, живое существо грешит, не задумываясь, иногда даже против собственной воли. Даже если живое существо не хочет грешить, оно порой вынуждено делать это» (БГ 3.36 комм). Здесь снова подчеркивается, что «свободная воля» человека никак не влияет на ситуацию, если эта воля противоречит господствующим материальным энергиям, которым все подчиняется в этом мире.
«Живые существа всегда остаются подчиненными, а Господь — повелителем» (БГ 15.18 комм). Здесь употреблено слово «всегда», и данный стих должен разбить иллюзию свободы человека. Но иллюзия столь сильна, что даже изучение шастр не всегда помогает увидеть истину. Даже в духовном мире живое существо всегда подчинено энергиям Бога, не говоря уже о материальном мире. Об этом говорится в следующей цитате:
«Живые существа относятся к высшей природе, или энергии, Верховного Господа. Энергия всегда подчинена ее источнику, поэтому живые существа всегда подвластны Верховному Господу» (БГ 7.5). Ощущение собственной независимости от Бога и Его энергий является ложным, но это ощущение присутствует, и присутствует оно потому, что живое существо желает быть независимым. Быть независимым невозможно, но пребывать в иллюзии независимости – это всегда пожалуйста.
«Покрытое оболочкой материальной энергии, живое существо не в силах выйти из-под ее власти. Материальная природа действует, выполняя волю Всевышнего, противиться которой не может никто» (БГ 7.14 комм). Душа, джива, покрыта временными материальными оболочками – ложным эго, разумом, умом и грубым физическим телом. Все материальные элементы, в том числе эти оболочки, подчиняются определенным законам и энергиям (гунам), и эти вещи не находятся под контролем души. Энергии и законы материального мира полностью подчиняются Господу, и материальная природа всегда выполняет Волю Бога.
«И полубоги, и люди подчиняются воле Всевышнего. Они не являются независимыми. Верховная Личность Бога в образе Сверхдуши пребывает в сердце полубога и побуждает его исполнять желания людей» (БГ 7.21 комм). Даже полубоги, каждый из которых ведает той или иной сферой материального бытия и контролирует ее, не является независимым существом. И это логично. Весь этот мир контролируется командой полубогов, каждого из которых Верховный Господь из сердца побуждает поступать тем или иным образом. То же самое относится и к нам, обычным существам – мы полностью подчиняемся воле Всевышнего, хотя можем и не осознавать этого.
По ссылке ниже вы можете перейти на форум эзотерики для обсуждения этой статьи.
Копируя и распространяя авторские статьи сайта Эзотерика, указывайте ссылку на главную страницу https://esoteric-land.ucoz.ru/ или на страницу-источник.