Энергии Бога и свобода живого существа. Учение Шри Чайтаньи
Энергии Бога и свобода живого существа. Учение Шри Чайтаньи
В этой статье я продолжаю публиковать цитаты о могуществе Бога и свободе выбора человека. В первой публикации этой серии мы рассмотрели цитаты о Воле Бога и человеческой свободе выбора, затем была подборка цитат о том, что Душа ничего не делает, и третья статья была о Первопричине всего. Я приводил цитаты из «Бхагавад-гиты как она есть» и «Шримад Бхагаватам», которые являются вайшнавскими священными писаниями, а сейчас предлагаю несколько цитат из книги «Учение Шри Чайтаньи» и некоторых других источников.
Шри Чайтанья в вайшнавских кругах считается скрытой аватарой, малоизвестным воплощением Всевышнего Господа, который приходил 500 лет назад в настроении своего чистого преданного. Его явление преследовало несколько целей: постичь силу любовной преданности Богу и подарить эту любовь людям, дав им самую простую и самую сильную духовную практику – воспевание святых имен Бога. В наше время эта практика активно распространяется Международным Обществом Сознания Кришны, которое создал А.Ч. Бхактиведанта Свами, переведя с санскрита на английский много вайшнавской литературы, и открыв по всему миру более сотни храмов. Также он написал несколько книг, и «Учение Шри Чайтаньи» является одной их них. Шри Чайтанья учил, что единственной целью человеческой жизни является обретение чистой любви к Богу, и эта цель достижима несложной практикой.
Господь Чайтанья дал миру философию одновременного непостижимого единства и различия Творца и творения, чем примирил две якобы взаимоисключающие философии – адвайту и двайту (недвойственность и дуализм). Он объяснил, что человек в основе своей – душа, а душа по своей природе неотлична от Бога (неотлична качественно), но вместе с тем она является всего лишь Его маленькой частичкой и потому не равна Ему «количественно», а значит отличается. Всё, что мы воспринимаем, является энергиями Бога и, в свете учения Шри Чайтаньи, всё существующее и отлично от Бога и неотлично одновременно. В Бхагавад-гите (7.12) эта концепция одновременной недвойственности и двойственности подтверждается напрямую: "Я есть всё, и в то же время я стою в стороне от всего" - говорит Кришна. А.Ч. Бхактиведанта Свами тоже полностью разделял эту философию и иногда ее пояснял, хотя в его текстах и переводах больше внимания уделено именно дуализму, персоналистической концепции, в то время как адвайта является больше имперсональным учением.
Далее я привожу несколько цитат в рамках нашей серии публикаций о свободе выбора человека, а точнее ее отсутствии.
«Живое существо вечно подчинено Верховному Господу. Верховный Господь - вечный владыка всех энергий, тогда как живое существо всегда подвластно Его энергиям» (Учение Шри Чайтаньи, глава 25). Об этом уже не раз говорилось в предыдущих статьях, но хочется особо подчеркнуть слова из цитаты: «вечно подчинено», «вечный владыка» и «всегда подвластно». Концепция свободы выбора же утверждает, что у человека есть некоторая неподконтрольность, что противоречит данным цитатам. Как я уже не раз объяснял свое видение, возможность выбора у человека действительно есть, но свободы в самом процессе выбирания нет, есть только видимость свободы выбора, что подтверждают десятки цитат, как уже приведенных, так и тех, которые еще ждут своей очереди.
«Невозможно поступить вопреки Твоей высшей воле. Поистине, во всем мире не найдется никого, кто мог бы нарушить Твою высшую волю» (из речи Рамананды Рая, которую он возносил Шри Чайтанье). В предыдущих статьях мы рассмотрели цитаты о том, что у Бога есть План и Воля, которые невозможно нарушить, а концепция свободы выбора подразумевает возможность их изменить, что противоречит писаниям. Таким образом, нужно признать, что наша так называемая «свобода выбора» на самом деле подконтрольна Богу, потому что его Волю и План мы не в состоянии как-то нарушить.
«Все подвластно Ему, Верховному Господу, который является верховным правителем и проявляет Себя в бесчисленных энергиях и экспансиях» (Учение Шри Чайтаньи). Как видно из этой цитаты, Господь Чайтанья признавал адвайту, говоря, что Бог проявляется в бесчисленных энергиях и экспансиях, что указывает на их неотличность от Творца. Прабхупада тоже говорил, что, в высшем смысле, нет ничего кроме Кришны, и это тоже указание на недвойственность. Принимая недвойственность, следует также принять и отсутствие свободы выбора, иначе получается нонсенс, глупая бессмыслица.
Учение Шри Чайтаньи предназначено для тех, кто интересуется или занимается служением Господу, и вопросы свободы выбора в нем практически не затрагиваются, за исключением приведенных цитат. Не стоит судить о всей книге по нескольким цитатам. Сама книга очень интересная, но не предназначена для широкого круга читателей.
Далее идут выдержки из других источников.
«У духовных искр, наделенных развитым индивидуальным самосознанием, иногда возникает желание удовлетворять свои чувства, и потому они попадают в материальный мир, где, подчиняясь диктату своих чувств, становятся мнимыми господами» (Шри Ишопанишад, мантра 17, комм). Здесь описывается механизм падения, то есть попадания в материальный мир: у души иногда возникает желание удовлетворять свои чувства. Причину возникновения такого неестественного в духовном мире желания мы разобрали в предыдущей статье: Верховный Господь – первопричина всего. В материальном мире душа попадает во власть иллюзий и вынуждена переживать навязываемые материальным существованием желания. А благодаря ложному эго возникает ощущение себя независимым контролирующим и выбирающим. Но это господство – лишь мнимое, как явствует из цитаты; оно является иллюзией.
«Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельности души» (Шри Ишопанишад, словарь имен и терминов). О гунах мы говорили ранее. В этой цитате, вероятно, неточно переведено слово «души», потому что душа ничего не делает, как уже разбиралось в предыдущих статьях. «Живого существа», «человека» - так было бы правильнее. Да, в этом мире все мысли, желания и деятельность человека контролируются гунами. Либо же, в какой-то степени и духовными энергиями тоже, если человек занимается духовными практиками или контактирует с теми, кто находится под контролем духовных сил. Поэтому важно правильно выбирать свой круг общения – от него зависит мышление, желания и деятельность (включая образ жизни), а также и последствия всего этого.
«Дживатмы, крохотные живые существа, являясь вечными слугами Верховной Личности Бога, занимают подчиненное положение, поэтому они всегда остаются под контролем либо внутренней, либо внешней энергии» (Упадешамрита, текст 2, комм). Здесь предельно ясно сказано: всегда. Внутренняя энергия Бога – это духовная, внешняя – материальная. Но человек всегда находится под контролем той или иной энергии Бога, а точнее – их смеси в различных сочетаниях. Дживатма (душа, индивидуальное сознание) является вечной слугой Бога, поэтому вечно, всегда, без исключений, служит либо внешней энергии Бога, либо внутренней. Даже совершая так называемый «свободный выбор», человек продолжает быть слугой, но, благодаря иллюзиям, может мнить себя господином, независимым выбирающим, действующим, контролирующим, о чем подробно говорилось в предыдущих подборках цитат.
«Не вдохновляемые и не направляемые Сверхдушой, живые существа ничего не способны сделать» (Молитвы олицетворенных Вед, комм). Даже если допустить, что выбор человека действительно свободен, то данная цитата полностью отвергает данное допущение, утверждая, что даже чтобы выбрать, живое существо должно быть направляемым и вдохновляемым, иначе оно ни на что не способно.
«Параматма властвует, а атма подвластна» (Шри Ишопанишад 16, комм.) Параматма – это Сверхдуша, Господь, пребывающий в сердце каждого, а атма – это душа, индивидуальное сознание, джива, живое существо.
«Верховное Существо, Абсолютная Личность Бога, является совершенной личностью и обладает законченным и совершенным разумом, позволяющим Ему с помощью Своих различных энергий управлять всем. Он всегда остается высшим владыкой, поддерживающим все и управляющим всем» (Шри Ишопанишад, первая мантра, комм). Здесь два раза говорится, что Бог управляет всем. Слово «всем» означает «без исключения», и наш выбор, соответственно, тоже не попадает в исключения. Бог всегда является Высшим Владыкой, первопричиной всего. Вообще всего. Без исключений. Почему это так трудно понять (даже мудрецам и полубогам), подробно объяснялось в предыдущих подборках цитат.
«Ты источник всех желаний и причина их исполнения» - говорили Кришне жены змея Калии (Источник вечного наслаждения, глава 16). Источник всех желаний. Но люди, которые занимаются духовной практикой в рамках философии двойственности, считают, что от Бога исходит только все «хорошее» и, следовательно, что Бог не является Первопричиной всего (и источником двойственности в частности), а это противоречит священным писаниям. Благодаря такому «однобокому» видению Бога и возможна соответствующая практика. И хотя эта практика имеет смысл (потому что человек «медитирует» только на хорошие качества Бога и, следовательно, перенимает их, «развивает» в себе), у такого человека часто нет целостного понимания Бога.
Цитаты из книги "Шри Чайтанья-Чаритамрита"
«Человек, оказавшийся во власти иллюзорной энергии, бессилен перед ее волнами. Иными словами, тому, кто находится в материальном мире, приходится служить майе» (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 8.131). Два ключевых слова здесь употребляются – «бессилен» и «приходится». Когда человек находится во власти иллюзии, у него нет даже возможности выбора (не говоря уже о свободе выбора) – служить майе или нет, ему приходится это делать, и он бессилен перед этой энергией.
Энергия, именуемая энергией неведения (авидья-шакти), заставляет живое существо погрязнуть в безбожии и кармической деятельности (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 6.154, слова Господа Чайтаньи). И вот комментарий к этому стиху в самой книге: «Авидья-шакти (материальная энергия, или энергия неведения), господствующая в материальным мире, побуждает живые существа заниматься кармической деятельностью. Хотя эта авидья-шакти представляет собой одну из энергий Верховного Господа, она специально предназначена для того, чтобы держать живые существа в забвении». Итак, предельно ясно указано, что человек погрязает в безбожии и карме потому, что его заставляет это сделать материальная энергия. Здесь не сказано, что человек имеет свободу выбора – погрязнуть в безбожии и карме или нет.
«Господь повелевает разнообразными энергиями, а живое существо служит им. В этом заключается разница между Господом и живым существом» (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 6.162) + комментарий в книге: «… Приведенные выше доказательства не оставляют сомнений в том, что Верховный Господь повелевает разнообразными энергиями, тогда как живые существа подчинены им». Обратите внимание на слова: «доказательства не оставляют сомнений», и это так, потому что уже приведено около полусотни цитат. Есть Верховный Повелитель и есть те, кто служит – Ему или Его энергиям. Ясно как божий день. Вайшнавизм предельно ясно указывает, что природа души – служить Богу, и у души изначально нет свободы выбора – служить или не служить. Выбрать можно лишь объект служения, и то не всегда, и причем не любой, и к тому же сам процесс выбирания подчинен тем или иным энергиям Бога.
«Даже тот, кто пребывает в обществе Шри Чайтаньи Махапрабху, может неправильно распорядиться своей ничтожной независимостью и, прельстившись майей, уйти от Господа» (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 10.65 комм). В книге «Шри Чайтанья Чаритамрита» в подтверждение этого факта приводится история одного брахмана, который вызвался быть личным слугой Господа Чайтаньи, когда Он путешествовал. Этот брахман находился в непосредственной близости к Господу, постоянно пребывая рядом и созерцая Его, то есть, он постоянно был в контакте с Господом и служил Ему. Вспомним, что Шри Чайтанья считается воплощением самого Бога, причем самым милостивым воплощением, а это значит, что Он излучал чистую любовь к Богу и дарил ее всем. И несмотря на это, Его слуга-брахман, который осознанно и добровольно выбрал служить Богу, вдруг прельстился какой-то женщиной, причем далеко не самого высокого происхождения. О чем это говорит? Что наша так называемая «свобода выбора» на самом деле настолько ничтожна, что даже в присутствии высшего блага, самых чистых духовных энергий, да что там говорить – самого Бога, майа может одолеть человека против его «свободы выбора». А Властелином майи является сам Всевышний. И как мы помним из предыдущих цитат, душа попала в материальный мир по Его Высшей Воле. Поэтому настоящей свободы выбора у души не было изначально, что уж говорить о человеке.
В следующей подборке цитат мы продолжим разбирать тему свободы выбора, и я приведу тексты из Шримад Бхагаватам, следите за обновлениями. Обсудить статью, дополнить ее или прокомментировать можно на форуме эзотерики по ссылке ниже. Приветствуются цитаты из любых других источников.
Мои комментарии к цитатам следует считать моей точкой зрения, если вам кажется, что они искажают истинный смысл приведенных текстов.
Копируя и распространяя авторские статьи сайта Эзотерика, указывайте ссылку на главную страницу https://esoteric-land.ucoz.ru/ или на страницу-источник.