Продолжаем серию публикаций с цитатами о Воле Бога и свободе выбора человека, начало серии читайте здесь: Воля Бога и свобода выбора человека.
«Это изумительное мироздание создано волей Бога, и всё в нем подчинено воле Всевышнего. В Ведах мы находим свидетельства того, что всё материальное мироздание, удивительное и величественное, находится в полной власти Верховной Личности Бога» (БГ 9.6. комм). Здесь неоднократно употребляется слово «всё». А фраза «в полной власти» еще больше подчеркивает тотальность Божественного контроля происходящего.
«Все в мире происходит по плану Верховной Личности Бога. Все происходящее в материальном мире подчинено определенному замыслу» (БГ 11.33 комм). Итак, есть замысел и план Бога, и он не может быть нарушен, как бы того не хотелось кому бы то ни было. Человек находится в иллюзии, что он независим и имеет свободу выбора, и что он может выбрать что-то, что не входит в планы Бога.
«Живое существо считает себя творцом своей судьбы, хотя на самом деле всегда находится во власти материальной природы» (БГ 13.22 комм). Здесь Прабхупада говорит, как на самом деле обстоят дела: живое существо не является творцом своей судьбы, потому что всегда находится под контролем материи. Когда нам кажется, что мы совершаем свой свободный выбор, это выбор на самом деле диктуется материальной природой, а не является нашим. Я писал об этом подробно в статье «Есть ли свобода выбора».
«Обитая в теле, живое существо кажется его хозяином, хотя на самом деле оно не является собственником материального тела, не управляет его действиями и не определяет их последствий. Изначально живое существо чисто, но, находясь в обусловленном состоянии и по невежеству своему отождествляя себя с телом, оно страдает, пожиная плоды деятельности тела. Единственной причиной наших страданий в материальном теле является невежество, испокон веков покрывающее живое существо. Когда живое существо отстраняется от деятельности тела, оно освобождается и от ее последствий» (БГ 5.14 комм). Душа не управляет материальными оболочками - телом, умом, разум и ложным эго, это делают другие силы, в соответствии с желаниями человека и другими факторами. Фраза «отстраняется от деятельности тела» ненавязчиво дает нам понять, что вся деятельность совершается не душой, иначе от этой деятельности нельзя было бы отстраниться. На самом деле, душа ничего не делает, о чем ясно сказано в следующих стихах:
«Даже помещенная в материальное тело, душа не совершает действий и не запутывается [в их последствиях]» (БГ 13.32). Процесс выбора, выбирание – это действие, а здесь сказано, что душа не совершает действий. Так как душа не совершает действий, она, соответственно, и не запутывается в их последствиях. Другими словами, душа не совершает выбор, если говорить в контексте нашей темы. Она даже не соприкасается непосредственно с материальными элементами. Как сказано в Бхагавад-гите, функция души – воспринимать. Некоторые проповедники также приписывают душе функцию «желать» и говорят, что душа свободна в своих желаниях (в этом ее свобода выбора). И в каком-то смысле это можно назвать правдой: никто не может заставить нас желать того или иного. С другой стороны, человек не свободен даже в своих желаниях: они приходят и уходят под влиянием тех или иных гун и обстоятельств. Попробуйте никогда больше не желать есть, спать и заниматься какой-то привычной деятельностью, и вы увидите, что это невозможно. Или попробуйте сгенерировать совершенно несвойственное вам желание, и вы поймете, что это тоже нельзя сделать. Желания навязываются нам материальной природой, они возникают независимо от того, хотим мы этого желать или нет. Живое существо не совершает выбор, чего желать, и чего не желать; желания возникают и ставят нас перед фактом своего существования, заставляя думать и действовать тем или иным образом. В необусловленном (материей) состоянии душа неподвержена влиянию гун, но остается под полным контролем духовных энергий Бога, о чем говорилось выше, поэтому даже в этом «свободном» состоянии ее желания и выбор тоже обусловлены, хотя эта обусловленность и более высокого порядка.
«Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают гуны материальной природы» (БГ 3.27). Здесь объясняется, почему человек считает себя совершающим действия - в том числе и совершающим выбор - так действует ложное эго. Ложное эго – это отождествление себя с тем, чем мы не являемся, и, соответственно, приписывание себе того, чего мы не делаем. В лекции по Бхагавад-гите (лето 1966, Нью-Йорк) Шрила Прабхупада говорит: «Не считай себя причиной своей деятельности: если ты будешь причиной своей деятельности, ты будешь связан последствиями». Это понятно: если мы начинаем считать себя причиной, которая совершает действия, мы также приписываем себе и последствия «нашей» причинности, и эта иллюзия затягивает узел на нашей шее, привязывая к материальному миру.
«Когда человек, обладающий божественным сознанием, видит, слышит, осязает, ощущает запахи, ест, ходит, спит или дышит, он всегда знает, что сам он ничего не делает» (БГ 5.8-9). Сам он ничего не делает. Человек, обладающий божественным сознанием – это душа, живое существо, которое перестало отождествлять себя с телом и всем остальным, чем оно не является. Материальный мир подобен сну, о чем неоднократно заявляется в священных писаниях, и это помогает понять факт ничего-не-делания: когда вам ночью снится сон, в котором вы что-то делаете, то, на самом деле, вы же ничего не делаете, вам просто это снится, и этот сон не реален. Поэтому, когда вы пробуждаетесь, вы понимаете, что в этом сне вы ничего не делаете. То же самое можно сказать и про нашу «жизнь» в материальном мире: мы (как души) не совершаем здесь никаких действий, нам просто снится этот сон, который нами не контролируется, но в какой-то мере подчиняется нашим желаниям. Поэтому, когда меняются наши желания, меняется и то, что происходит вокруг. А наши желания меняются в процессе общения с другими: «с кем поведешься, от того и наберешься», поэтому от круга нашего общения очень многое зависит.
Совершает ли душа какие-то действия в духовном мире, это уже другой вопрос, рассмотренный в других священных писаниях, но так как сейчас мы говорим о материально мире, давайте вернемся к цитатам.
«Верховный Господь, о Арджуна, пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, созданной материальной энергией» (БГ 18.61). Бог направляет всех и каждого. Господь может делать это как через гуны и обстоятельства, так и посредством духовных энергий, о чем будет подробнее рассказано в цитатах из Шримад Бхагаватам, в следующих публикациях. Бог может направлять нас как через события, так и через «наш независимый выбор». Как это происходит во втором случае? «От Меня исходят память, знание и забвение», говорит Кришна в БГ 15.15, и что это значит? В нужный момент Бог дает нам ту или иную память, то или иное знание, или же то или иное забвение. Он делает это мягко, таким образом, чтобы у человека не разрушалась его взлелеянная многими жизнями вожделенная иллюзия независимости. Бог не разрушает нашу иллюзию только потому, что мы хотим ее сохранять, хотим переживать опыт независимости. Но в реальности, в духовном мире, этот опыт независимости от Бога невозможен, поэтому был создан материальный мир.
В комментарии к стиху БГ 18.61 Прабхупада снова повторяет: «Индивидуальное живое существо не является самостоятельным и независимым. Верховная Личность Бога, то есть Он Сам, Кришна, в образе Сверхдуши пребывает в сердце каждого живого существа, направляя его действия. Сверхдуша руководит всеми действиями живого существа. Индивидуальная душа всегда находится под властью Верховного Господа. Поэтому ее долг — предаться Ему, как гласит следующий стих». Рассматривать указанный «следующий стих» мы пока не будем, потому что это немного другая тема, а здесь я бы хотел подчеркнуть фразу «Сверхдуша руководит всеми действиями живого существа», и выбор человека, как нетрудно понять, тоже входит в категорию «все действия», потому что слово «все» означает именно «все», то есть, без исключения.
Истинное знание
«Истинное знание — это знание о том, что Сверхдуша повелевает и полем деятельности, и ограниченным живым существом. В каждом из них (тел) пребывает Верховный Господь (в образе Параматмы), руководящий действиями живого существа» (БГ 13.3 комм). В Бхагавад-гите объясняется, что поле деятельности дживы – это ее временное физическое тело, и здесь говорится, что Сверхдуша повелевает не только телом, но и самим живым существом. Слово «повелевать» означает: править, управлять, распоряжаться кем-либо или чем-либо по праву своей власти; приказывать, указывать по праву своей власти; (перен.) заставлять кого-либо, требовать от кого-либо. Таким образом, и душа и тело человека находятся под контролем Бога, и это знание названо в данном стихе истинным.
«Живое существо не является исполнителем действий. Оно вынуждено действовать, потому что находится в материальном теле, которым управляет та или иная гуна материальной природы» (БГ 14.19 комм). Душу можно сравнить с батарейкой для тела-машины. Пока сознание (джива) находится в теле, тело действует тем или иным образом. Как только душа оставляет тело, тело теряет способность действовать. Но душа сама по себе не является первопричиной деятельности, она не является исполнителем, не совершает действий. Она лишь присутствует, воспринимает и желает. Точнее, переживает желания, потому что первопричиной «своих» желаний душа тоже не является. Первопричина есть только одна – Верховный Господь. Все остальные существа не наделены первопричинностью; их причинность как минимум вторична, а это значит относительна, не самостоятельна, не изначальна.
«Глупец и невежда не понимает, что Сверхдуша, находясь в его сердце, направляет все его действия» (БГ 18.16 комм). Вот снова повторяется суть: все его действия, а это значит, что и процесс выбора тоже, потому что выбирание, очевидно, – это тоже действие. Как явствует из этого стиха, считать иначе – означает проявление глупости и невежества. Для многих это удар по эго ниже пояса, но такие удары помогают очнуться от иллюзии, которая, в конечном итоге, причиняет одни лишь страдания.
«Без дозволения Сверхдуши индивидуальная душа ни на что не способна» (БГ 13.23 комм). Сверхдуша не только дозволяет (или не дозволяет), но также и направляет все наши действия. Если у нас возникает желание, Сверхдуша учитывает не только его, но также наш запас благочестия, наши другие желания, желания других (связанных с нами) существ, внешние обстоятельства и множество других моментов. И если наше желание достаточно сильно, и всё остальное в достаточной степени совпадает, мы получаем исполнение заветной мечты.
«Господь является повелитетелем и высшей, и низшей энергии» (БГ 13.27 комм). Все энергии, которые условно разделены на высшую (духовную, внутреннюю энергию Бога) и низшую (материальную, внешнюю) полностью подчинены Богу. Душа является частичкой духовной энергии Господа, поэтому тоже находится во власти Всевышнего, как и энергия желаний и энергия действий. Другими словами, Бог повелевает всем без исключения, в том числе и так называемой «нашей свободой выбора», и нашим мнением по этому вопросу.
Вспомнилась фраза одного из проповедников движения Харе Кришна: «Свобода выбора живого существа прямопропорциональна его размеру», в связи с чем вспоминается, что «Господь бесконечно велик, а душа бесконечно мала». В Бхагавад-гите даже указывается размер души (просто чтобы немного представить себе порядок величин): одна десятитысячная кончика волоса. То есть, вы берете кончик волоса, разрезаете его на десять тысяч частей, и тогда одна такая часть и будет представлять собой размер души. Эту часть невозможно увидеть ни в какой современный микроскоп, не говоря уже о том, чтобы разрезать кончик волоса на столько частей. Вот такая наша свобода выбора – ее нельзя даже увидеть. Но продолжим разбирать цитаты:
«Наделенные различными телами с присущими им от природы качествами, живые существа вынуждены действовать так, как велит их природа» (БГ 14.5. комм). И снова слово «вынуждены», чтобы подчеркнуть, что даже если у нас и есть воля, то материальной природе нет до нее никакого дела.
«Человек вынужден действовать, как ему определено, ибо так устроено его тело. Но душа не имеет отношения к действиям, которые совершает тело» (БГ 13.30 комм). Душа не просто не совершает действий, о чем говорилось ранее. Она даже не имеет к ним никакого отношения. Как только человек понимает, что он душа и, следовательно, что он ничего не делает и даже не имеет никакого отношения к действиям тела, он обретает так называемое освобождение. Это явление вкратце описано в Бхагавад-гите и подробнее – в Шримад Бхагаватам.
«Верховный Господь в образе Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, и именно Он побуждает каждого к деятельности. Ведомое Верховным Господом, находящимся в его сердце, живое существо не только наслаждается или страдает в материальном мире, но и получает возможность постичь Веды, которые дает Сам Господь» (БГ 15.15 комм). Человек не является независимым генератором (первопричиной) своих мыслей, желаний и действий, как уже говорилось ранее, и еще не раз будет подтверждено цитатами. А здесь дополняется, что к деятельности человека побуждает сам Бог в образе Параматмы, поэтому живое существо названо ведомым: оно не идет само по себе, независимо. И Бог помогаем нам, давая знания, как выбраться из этого иллюзорного материального мира.
И последняя цитата из Бхагавад-гиты, как подведение итога:
«В конечном счете все действия человека зависят от воли Сверхдуши. Все зависит от высшей воли — Сверхдуши, Верховной Личности Бога» (БГ 18.15 комм). Еще раз предельно ясно указано на то, что всё и вся зависит от высшей воли. Вся деятельность, которую мы совершаем, как и все действия всех остальных живых существ – зависит от высшей воли Бога.
В следующей статье мы рассмотрим цитаты из Шримад Бхагаватам, которые тоже указывают на отсутствие свободы выбора человека и полную власть Бога.
По ссылке ниже можно перейти на форум и дополнить предложенный материал цитатами из любых источников, внушающих вам доверие. Там же можно обсудить статью или пообщаться на эту и связанные с ней темы.
Копируя и распространяя авторские статьи сайта Эзотерика, указывайте ссылку на главную страницу https://esoteric-land.ucoz.ru/ или на страницу-источник.