«Сознание – это всё, что Есть», говорит Рамеш Балсекар, мастер адвайты - учения о недвойственности. Слово «адвайта» переводится как «не два», указывая на иллюзорность двойственности.
Нет ничего, кроме Сознания, и, хотя оно и проявляет себя в бесконечных формах и качествах, от этого не перестает быть все тем же Сознанием. Эзотерические концепции типа «мы все Одно» указывают именно на это, популяризуя адвайту. Осознание недвойственности, или, другими словами,
познание своей истинной природы, именуется словом просветление.
По мере изучения адвайты (адвайта-веданта), на уровне ума возникает некоторое понимание недвойственности, которое затем может углубиться и помочь на
пути самопознания. В книге «Сознание говорит» Рамеш Балсекар поясняет теорию Единства:
Сознание написало сценарий и создало весь этот спектакль, называемый Жизнью.
Сознание играет все роли, распространяя себя во всех персонажей и действуя через каждого из них.
И Сознание же наблюдает этот спектакль, не будучи затронутым им.
Это шоу одного актера, непревзойденная Божественная Игра с ее чередующимися комедиями, трагедиями и всеми остальными проявлениями. Посредством эго Сознание направляет тебя туда, где тебе нужно быть согласно сценарию.
Всё, что происходит в любой момент времени в любом месте вселенной, полностью соответствует сценарию.Когда человек приходит к пониманию, что "Это тоже пройдёт", будь то радость или печаль, потеря или приобретение, это понимание кардинально меняет отношение к происходящему.
Когда же достигается понимание, что «я являюсь всего лишь инструментом, через который функционирует Сознание (Бог или Тотальность), как и миллиарды других персонажей, являющиеся такими же инструментами», возникает громадное ощущение свободы. Рамеш Балсекар сравнивает жизнь со сновидением Сознания, в котором снящиеся персонажи, естественно, не имеют никакой автономности и независимости в проживании своих жизней, полностью подчиняясь написанному сценарию. Точно так же персонажи сна не имеют никакого отношения к созданию сновидения, так как сами являются элементами созданной «реальности», которая не более реальна, чем наши ночные сны. «Наша» жизнь проживается Сознанием, а не нами, хотя, согласно сценарию, у нас зачастую присутствует совершенно другое восприятие и понимание. Реален лишь Сновидящий, само Сознание, а не то, что ему снится.
Еще одно популярное сравнение в адвайте: жизнь как фильм, который уже отснят, все роли сыграны. Прошлое, настоящее и будущее существует одновременно, подобно диску, на котором записан фильм. Персонажам не дано увидеть одновременность прошлого, настоящего и будущего, так как созданы они не для этого.
В каждый момент времени перед нами разворачивается картина жизни, и Сознание посылает нам те или иные мысли, эмоции и реакции, заставляя поступать тем или иным образом - согласно написанному сценарию. Нельзя изменить будущее, которое уже существует, однако у нас присутствует чувство причинности и свободы выбора, и нам кажется, что мы изменяем наше будущее – мыслями, словами и действиями, и это чувство тоже является частью сценария.
Не существует никакой реальной свободы волеизъявления, ни у одного из персонажей сновидения:
Бог не может дать семи миллиардам людей реальную свободу выбора, и при этом продолжать управлять вселенной, поддерживая ее в должном равновесии.
До тех пор, пока существует идея независимости и свободы выбора, вселенная не откроет свой великий секрет Жизни.
Всё, что мы когда-либо думали, чувствовали и делали… Всё, что мы думаем, чувствуем и делаем сейчас… Всё, что мы когда-либо будем думать, чувствовать и делать – все это является частью сценария.